Слухи о том, что именно знаменитый клоун Асисяй, автор «Снежного шоу» Вячеслав Полунин возглавит петербургский цирк, пошли в российской культурной среде перед Новым годом, когда Минкульт перенес конкурс по выборам директора. Жена Полунина подтвердила «Фонтанке»: «Слава получил приглашение, но пока думает». В последние дни о назначении заговорили как о свершившемся факте. 24 января в Москве министр культуры Владимир Мединский заявил — конкурса не будет, худруком Цирка на Фонтанке станет Вячеслав Полунин, а директора он выберет себе сам.
"Мы приняли решение не проводить конкурс, мы его отменяем. Полунин - звезда мирового уровня, и мы благодарны, что он берет на себя работу по возрождению цирка. У него масса творческих планов, и мы надеемся, что Cirque du Soleil еще локти кусать будет", - сказал он.
По его словам, Полунин уже написал заявление. В настоящее время меняется устав цирка, теперь должности худрука и директора там будут разведены. При этом, как отметил министр, Полунин может сам назначить директора.
Как сказала «Фонтанке» советник министра культуры Юлия Зазулина, на конкурс по выбору директора цирка подали заявки всего три человека. «Конкурс проводить мы не обязаны, ведь цирк – наше подведомственное учреждение. Поэтому министерству не придется организовывать никаких специальных процедур, чтобы отменить это мероприятие. Конкурс был актуален в условиях, когда не было ни одного сильного кандидата на должность директора», – подчеркнула Зазулина.
«Ответственность за все происходящее в цирке теперь, безусловно, будет нести Вячеслав Полунин. Он уже написал заявление и готов вступить в новую должность в ближайшее время, остался процесс сбора документов», – отметила Зазулина. Она добавила, что Полунин пообещал министерству проводить большую часть своего времени в Петербурге и в России.
Сам Вячеслав Полунин прокомментировал свое назначение следующим образом:
“Как когда-то, в 80-х, я искал новый образ клоунады, опираясь на опыт и достижения лучших клоунов цирка, кино, театра, так теперь интересно искать более широко: новый цирк, новое кабаре, визуальный и уличный театр, сегодняшний карнавал, то есть вся современная культура праздника. Думаю, что на базе цирка такой поиск не только уместен, но и необходим.
Хочется уйти от клоуна МакДоналдс и равняться на лучшие образцы русской и мировой культуры. В этом ряду, конечно же, центральной является традиция русского цирка, давно завоевавшая мировое признание.
Русский цирк славился не только своей техникой, но и душевностью, поэтичностью. И к этой традиции хочется вернуться. При этом сюда должны прийти современные дизайнеры, хореографы, композиторы. Хочется соединить цирк с оперой, симфоническим искусством , живописью, балетом…
Я очень надеюсь, что таланты со всех уголков страны и мира услышат меня и захотят вместе со мной пройти этот путь. Потому что по-настоящему дать новое дыхание прекрасному искусству цирка можно только вместе. Только в атмосфере творческого поиска. А потому я хотел бы, чтобы «Цирк Чинизелли» в Санкт-Петербурге (так он прежде назывался) стал настоящей лабораторией, школой, тем созидательным центром, который позволял бы артистам, вдохновленным лучшими достижениями отечественного и мирового цирка, наметить новые пути развития и достичь новых высот».
Напомним, в октябре 2012 года стало известно, что позиции многие годы работавшего во главе Цирка на Фонтанке Григория Гапонова пошатнулись, а его место может занять московский ресторатор Вадим Гаглоев, один из совладельцев циркового проекта «Кракатук».
В ноябре в Цирке на Фонтанке начала работать комиссия Минкульта, во главе с артистом, представителем Общественного совета при министерстве Эдгардом Запашным. По его словам, цирк находится в неудовлетворительном состоянии, это и стало причиной проверки.
Более 20 лет цирк возглавлял Григорий Гапонов, и, по мнению Запашного, именно из-за столь длительного срока управления одним человеком цирк и не развивается. "К началу проверки Гапонов внезапно заболел, сейчас время от времени выходит на связь", - сообщил «Фонтанке» Запашный.
Сам артист работал в Цирке на Фонтанке в 2001 году, с тех пор у него не возникало желания туда возвращаться. "Закулисью цирка есть что скрывать: плохие условия и для животных, и для артистов. Я как-то приехал в цирк, почувствовал запах слонов, спросил, а мне сказали, что слоны уже полгода как уехали. Полное отсутствие вентиляции, нет системы кварцевания", - добавил он.
В середине октября Григорий Гапонов подал заявление об увольнении по собственному желанию. Был объявлен конкурс на замещение должности, который должен был состояться в конце года, но перед самыми новогодними праздникам перенесен на январь - уже 2013-го.
Одновременно по культурной среде пошли слухи о том, что пост худрука цирка предложен Вячеславу Полунину. Одни реагировали на эту информацию с восторгом, другие осторожно. Мол, Полунин несомненно фигура с большой буквы, но цирк это не только клоунское искусство, и уж тем более не комическое, а насколько Асисяй разбирается в других цирковых жанрах - вопрос открытый. Высказывались сомнения в чисто менеджерских качествах автора «Снежного шоу».
Кстати, отметим — еще в начале 2012 года Вячеслав Полунин говорил в интервью «Фонтанке» о том, что у него есть очень много придуманных специально для Петербурга проектов. «В этот свой визит я сходил в Комитет по культуре Петербурга и оставил там 10 папок с моими проектами, которые ждут реализации, - мало ли, вдруг кому-то что-то пригодится. Я не люблю много говорить об этом, и не только потому, что идеи можно украсть, а потому что слова – это слова, а дело – это дело», - рассказывал клоун.
Еще один факт — в этом году исполняется 20 лет «Снежному шоу», по которому в прошлом году был даже снят фильм в 3D.
Вместе с Полуниным на его презентацию в Петербурге пришел и Виктор Крамер, режиссер, поставивший этот шедевр в 1993 году и получивший в прошлом году изрядную порцию скандальной известности в связи с организацией губернаторского приема и ряда городских праздников. Не исключено, что Полунин захочет привлечь его и к работе в цирке. Пресс-секретарь Вячеслава Полунина отметила, что разговор о директоре цирка пока преждевременен, хотя у него конечно же есть кандидатуры.
P. S.
Как значится в официальной биографии Полунина, "Асисяй появился перед многомиллионной аудиторией телезрителей в новогоднем «Голубом огоньке» на рубеже 80-го и 81-го года с двумя яркими надувными телефонами. Тогда и прозвучал впервые его диалог о любви, об одиночестве, о тоске по человеческому пониманию, о счастье обретения и горечи утраты, который и по сей день ведет герой Полунина с самим собой, а клоун - со своими зрителями в самых разных уголках планеты.
Асисяй изначально был многолик и многогранен: он мог быть нежным и наивным, а в следующую минуту – ироничным или полным решимости в своем непоколебимом «Зя!». И тогда возникла мысль, что каждая из граней его характера может вырасти в отдельный персонаж.
Так родилась идея создания театра клоунов, где каждый не похож на другого, но узнаваем и хорошо знаком любому сидящему в зале. Этот калейдоскоп характеров и воплотился в «Лицедеях», театре, который Полунин создал и с которым проработал до начала девяностых годов.
Позже была создана «Академия дураков», которая всего за пару лет своего активного существования на российской почве сумела обратиться и к проблеме возрождения идеи карнавала, но карнавала нового, современного, а не реконструированного, музейного.
Между 93-м годом и проектами в рамках Театральной олимпиады – 2001, когда имя Полунина вновь стало на слуху у всех и каждого в России, пролегали годы работы в других странах – бесконечное турне по миру со знаменитым «сНЕЖНЫМ шоу», продолжающееся и по сей день. В ходе этого турне он получил множество престижных театральных премий, был обласкан зрительской любовью и восторженным отношением критики".
Софья Вертипорох, Михаил Гончаров
"Фонтанка.ру"